iXBT.com


  • Lockheed Martin задерживает поставку новых GPS спутников для Космических сил на несколько месяцев
    Tue, 12 Nov 2024

    Космические силы США сообщили о задержке в поставках первой партии новых и более совершенных спутников GPS для Пентагона. Согласно данным, подрядчик Lockheed Martin испытывает трудности с производством некоторых деталей, что привело к отставанию от желаемого графика поставок на 8-11 месяцев.

    Первые 10 спутников GPS IIIF являются частью программы стоимостью $9,2 млрд, направленной на создание космических аппаратов с более точными и помехозащищёнными сигналами для системы GPS. Эта система используется как для оборонных программ, так и для гражданских целей.

    Командование космических систем заявило, что с момента начала программы в 2018 году технические и программные проблемы подрядчика привели к задержке всех запланированных дат запуска спутников. Желаемая Космическими силами поставка Available for Launch первого спутника GPS IIIF-model, ранее запланированная на апрель 2026 года, теперь запланирована на ноябрь того же года. Последующие поставки также будут отложены по крайней мере на такой же срок.

    Источник: Unsplash / CC0 Public Domain

    Новые спутники модели F обещают повышенную точность навигации, сигнал, совместимый с аналогичными европейскими спутниками, большую устойчивость к кибератакам и глушению, а также возможности гражданского поиска и спасания для обнаружения и определения местонахождения аварийных маяков. По данным Командования космических систем, для среднестатистического водителя, использующего GPS-навигацию, новые спутники обеспечат улучшенное планирование маршрута и навигацию, сократив время в пути и повысив топливную экономичность, а также стабильную работу GPS-сервиса даже в городских каньонах и районах с высокими зданиями.

    Компания Lockheed признала трудности в выполнении графика запуска спутников GPS и заявила, что прошлой осенью они заблаговременно осознали свои проблемы. Подрядчик №1 в оборонной отрасли работает над производственным планом, который соответствует контрактным датам готовности к запуску. Сборка спутников осуществляется на заводе Lockheed в Уоттертоне (штат Колорадо).

    Командование космических систем заявило, что все эти проблемы связаны с конструкциями первых моделей, поскольку программа переходит от первой модели GPS III к последней. Хотя инфляция и проблемы с цепочками поставок стали мировым явлением, Lockheed Martin как генеральный подрядчик отвечает за разработку и производство спутников GPS IIIF, включая управление технической разработкой, производством, персоналом и поставщиками.

    Хотя Lockheed, как ожидается, задержится в выполнении предпочтительного графика Космических сил для 10 спутников, последние данные указывают на то, что компания остаётся на пути к их поставке к контрактным датам. Фиксированный ценовой контракт компании включает стимулы для выполнения графиков и поддержания расходов ниже целевых показателей США. Командование космических систем сообщило, что не были соблюдены некоторые критерии, что привело к снижению прибыли Lockheed Martin, однако не раскрыло сумму потерянных платежей.


  • Представлено первое спектроскопическое подтверждение повторяющегося события приливного разрушения звезды сверхмассивной чёрной дырой
    Tue, 12 Nov 2024

    Китайские исследователи из Университета науки и технологий Китая (USTC) обнаружили первую спектроскопически подтверждённую повторяющуюся вспышку частичного приливного разрушения (pTDE) звезды сверхмассивной чёрной дырой (СМЧД). Это открытие, опубликованное в The Astrophysical Journal Letters, проливает новый свет на понимание физических процессов оптических TDE и их популяции.

    Когда звезда приближается к СМЧД по близкой эллиптической орбите, она может подвергаться частичному разрушению приливными силами, испуская серию ярких вспышек, известных как pTDE. Ранее было замечено, что несколько кандидатов на TDE снова становятся ярче через несколько лет после первоначального события, что указывает на возможное повторяющееся событие pTDE. Однако подтверждение таких событий осложнено необходимостью доказательства участия только одной звезды.

    Источник: DALL-E

    Исследовательская группа начала мониторинг известных TDE, чтобы обнаружить повторяющиеся pTDE. В январе 2024 года они обнаружили повторное увеличение яркости AT 2022dbl и немедленно запустили многоволновой фотометрический мониторинг с помощью спутника Swift и обсерватории Лас-Кумбрес (LCO). Высококачественный ранний спектр повторной вспышки, полученный с помощью телескопа Хейла в Паломарской обсерватории (P200), подтвердил, что повторная вспышка была вызвана приливным разрушением.

    Примечательно, что спектр этой вспышки показал особенности линий излучения, указывающие на избыточное содержание элементов ядерного синтеза внутри звезды, которые были очень похожи на те, что наблюдались во время предыдущей вспышки AT 2022dbl. Это позволяет предположить, что вспышки, вероятно, возникли в результате разрушений той же звезды.

    Исследователи предполагают, что «невезучая» звезда могла быть вытянута из двойной звезды чёрной дырой и захвачена на сильно эксцентричной эллиптической орбите, подвергаясь повторяющимся приливным разрушениям и «подпитке» каждый раз, когда проходит близко к чёрной дыре.

    Спектры обеих вспышек AT 2022dbl. Источник: Lin et al.

    Это открытие предполагает, что повторяющиеся события приливного разрушения могут быть не редкостью, и некоторые ранее обнаруженные TDE могут быть на самом деле повторяющимися, которые часто упускаются из виду в оптических  исследованиях. Это имеет важное значение для переопределения статистической популяции и физических процессов оптических TDE. Кроме того, исследование подчёркивает необходимость долгосрочного, высокочастотного многополосного мониторинга для лучшего понимания этих событий.

    Исследовательская группа рассчитывает обнаружить больше подобных событий, что позволит углубить понимание TDE и их роли в эволюции галактик. Повторяющиеся pTDE предоставляют возможность изучить свойства звёзд, находящихся вблизи сверхмассивных чёрных дыр, а также процессы аккреции и излучения в экстремальных условиях.


  • 100 миллионов галактик бросают вызов общей теории относительности: несовместимость в 3 сигма
    Tue, 12 Nov 2024

    Учёные из Университета Женевы (UNIGE) и Университета Пола Сабатье, используя данные Dark Energy Survey, предложили новые идеи о расширении Вселенной и её ускорении, которое остаётся одной из величайших научных загадок. Команда исследовала, остаются ли уравнения общей теории относительности Альберта Эйнштейна справедливыми на «краю Вселенной».

    Обзор Dark Energy Survey позволил учёным проанализировать 100 миллионов галактик в четырёх различных точках истории Вселенной. Эти измерения показали, как гравитационные колодцы развивались с течением времени. «Мы обнаружили, что в далёком прошлом — 6 и 7 миллиардов лет назад — глубина колодцев хорошо согласуется с предсказаниями Эйнштейна. Однако ближе к сегодняшнему дню, — 3,5 и 5 миллиардов лет назад, — они немного мельче, чем предсказывал Эйнштейн», — говорит Исаак Тутусаус, ведущий автор исследования.

    Гравитационное линзирование далёких галактик скоплением галактик Abell 2390, наблюдаемое космическим телескопом Euclid. Источник: ESA / Euclid / Euclid Consortium / NASA, J.-C. Cuillandre (CEA Paris-Saclay), G. Anselmi

    Этот период, ближе к современной эпохе, совпадает с началом ускорения расширения Вселенной. «Наши результаты показывают, что предсказания Эйнштейна имеют несовместимость в 3 σ с измерениями. На языке физики такой порог вызывает интерес и требует дальнейших исследований. Но такая несовместимость на данном этапе недостаточно велика, чтобы опровергнуть теорию Эйнштейна. Для этого нам нужно достичь порога в 5 σ», — объясняет Камиль Бонвен, доцент кафедры теоретической физики факультета естественных наук UNIGE, которая руководила исследованием.

    Чтобы подтвердить или опровергнуть эти результаты, команда готовится проанализировать новые данные с космического телескопа Euclid, запущенного год назад. Поскольку Euclid наблюдает за Вселенной из космоса, его измерения гравитационного линзирования будут значительно точнее. Кроме того, ожидается, что он будет наблюдать около 1,5 миллиарда галактик в течение шести лет миссии. «Крайне важно провести более точные измерения, чтобы подтвердить или опровергнуть первоначальные результаты и выяснить, остаётся ли теория справедливой на очень больших расстояниях», — добавляет Настасья Гримм, научный сотрудник кафедры теоретической физики UNIGE и соавтор исследования.

    Гравитационное линзирование, — явление, при котором свет изгибается гравитацией, — предоставляет учёным ценную информацию о компонентах, истории и расширении Вселенной. Первое измерение этого эффекта, проведённое во время солнечного затмения в 1919 году, подтвердило теорию Эйнштейна, которая предсказывала отклонение света в два раза больше, чем предсказывал Исаак Ньютон. Это различие возникает из-за введения Эйнштейном нового ключевого элемента: деформации времени, в дополнение к деформации пространства.

    Новое исследование может привести к лучшему пониманию ускорения расширения Вселенной и, возможно, к открытию новых физических законов, действующих на больших масштабах.


  • Совершенно новый Subaru Outback седьмого поколения выйдет в 2025 году и получит гибридную систему Toyota
    Tue, 12 Nov 2024

    Subaru уже вовсю тестирует внедорожник Outback седьмого поколения: прототипы не раз попадали в объективы камер фотошпионов. Ресурс Kolesa.ru на основе этих снимков выполнил качественные рендеры машины, а Carscoops опубликовал подробности о характеристиках и оснащении.

    Изображение: Kolesa.ru

    Самое интересное: Outback седьмого поколения не будет похож на универсал повышенной проходимости — фактически машина примет вид внедорожника, который, вероятно, по своим габаритам превзойдет Subaru Forester.

    В салоне новшеств будет не меньше. Машина получит совершенно новую переднюю панель, цифровую панель приборов и медиасистему c большим экраном, как у Forester шестого поколения. Вместе с тем сохранятся физические клавиши для удобства управления различными функциями. Также появится улучшенная система EyeSight.

    Изображение: Kolesa.ru

    Новая модель хоть и станет крупнее, но будет построена на нынешней платформе Subaru Global Platform (на ней основано большинство актуальных моделей). Ну а главной новостью по технической части станет гибридная силовая установка: самозарядный гибрид — совместной разработки Subaru и Toyota.

    Однако система не будет новой — она уже используется в Subaru Crosstrek для японского рынка, а скоро появится и в европейском Forester. Система состоит из 2,5-литрового атмосферного мотора, вариатора, 120-сильного электромотора и тяговой батареи емкостью 1,1 кВтч. Привод, естественно, будет постоянный полный. Вместе с гибридной системой сохранятся и чисто бензиновые моторы: 2,5-литровый атмосферный 185-сильный и 2,4-литровый турбированный мощностью 264 л.с.

    Премьера Subaru Outback 2026 ожидается в середине 2025 года.  Также в 2025 году ожидается выход новой Mazda CX-5.


  • Высокая солнечная активность сократила жизнь австралийских спутников
    Tue, 12 Nov 2024

    На прошлой неделе три австралийских спутника, Binar-2, 3 и 4, из космической программы Binar Университета Кертина, досрочно завершили свою миссию, сгорев в атмосфере Земли. Эти кубсаты были предназначены для проведения научных исследований и тестирования новых систем в течение шести месяцев, но продержались всего два месяца из-за неожиданно высокой солнечной активности.

    Первая миссия программы, Binar-1, была запущена в сентябре 2021 года, когда солнечная активность была относительно низкой, и продержалась на орбите 364 дня. Однако последующие миссии Binar-2, 3 и 4 столкнулись с более сложными условиями космической погоды.

    Солнечная активность включает в себя такие явления, как солнечные пятна, вспышки и ветер, которые являются результатом постоянно меняющегося магнитного поля Солнца. Примерно каждые 11 лет это поле полностью переворачивается, достигая пика активности в середине цикла. Хотя этот цикл известен, предсказать уровень солнечной активности сложно. В последние несколько месяцев показатели более чем в полтора раза превысили прогнозы для текущего 25-го солнечного цикла.

    Источник: Pixabay / CC0 Public Domain

    Космическая погода влияет на спутники и спутниковые операции различными способами. Более высокая солнечная активность приводит к увеличению потока заряженных частиц, которые могут повредить или вывести из строя электрические компоненты спутников. Это также сопровождается увеличением ионизирующего излучения, что приводит к более высоким дозам облучения для астронавтов и пилотов, а также к потенциальным сбоям радиосвязи.

    Для спутников на низкой околоземной орбите, таких как Binar, наиболее значительным эффектом солнечной активности является увеличение атмосферного сопротивления. Энергия, поглощаемая внешней атмосферой, заставляет её раздуваться, что приводит к нарушению орбиты спутников и их падению. Хотя некоторые МКС и созвездие Starlink, имеют двигатели для противодействия этому эффекту, университетские спутники, такие как Binar и прочие кубсаты, редко оснащены такими инструментами и полностью зависят от космической погоды.

    Потеря спутников программы Binar подчёркивает необходимость более точного прогнозирования космической погоды, особенно для коммерческих спутников, где преждевременное завершение миссии может привести к значительным финансовым потерям. Несмотря на то, что нынешняя Солнечная активность выше ожидаемой, она, скорее всего, замедлится к 2026 году и вернётся к солнечному минимуму в 2030 году.

    «Хотя мы опечалены потерей спутников раньше ожидаемого срока, мы извлекли ценные уроки из этой ситуации. Это напоминание о том, насколько важно учитывать космическую погоду при планировании и проведении космических миссий. Мы продолжим работать над улучшением наших прогнозов и технологий, чтобы обеспечить успех будущих миссий», — сказал профессор Фред Ватсон, астроном из Австралийской обсерватории.


  • Новый год на Марсе: начало 38-го орбитального цикла Красной планеты
    Tue, 12 Nov 2024

    12 ноября 2024 года в 10:32 CET / 09:32 UTC Марс начнёт свой 38-й орбитальный цикл вокруг Солнца, ознаменовав наступление нового года на Красной планете. Традиция отсчёта марсианских лет началась в 1955 году, когда первый год совпал с крупным штормом, известным как «великая пыльная буря 1956 года».

    Марсианский год значительно отличается от земного. Сутки на Марсе, «называемые сол», длятся 24 часа 39 минут, что немного дольше земных суток. Один год на Марсе равен 687 земным дням или 668 солам, что почти вдвое длиннее земного года. Марсианский Новый год начинается в день северного равноденствия, когда наступает северная весна и южная осень на Марсе.

    Источник: DALL-E

    Как и на Земле, на Марсе четыре сезона, но они не имеют одинаковой продолжительности из-за более эллиптической орбиты планеты. Наклон оси Марса приводит к тому, что северное полушарие получает больше солнечного света летом, а южное полушарие — зимой. Вторая половина марсианского года часто отмечена сильными пылевыми бурями, которые иногда могут охватывать всю планету.

    Перепады температур между днём и ночью на Марсе экстремальны. Летом в полдень температура воздуха может достигать 0ºC, но ночью опускается до -60ºC. Зимой ночные температуры ещё холоднее, они опускаются до -110ºC. Одним из повторяющихся погодных явлений является вытянутое облако Arsia Mons, состоящее из ледяных кристаллов, которое может достигать 1800 километров в длину.

    Новый год на Марсе — это не только астрономическое событие, но и важный этап для научных миссий. «Марсианский Новый год — это возможность оценить прогресс наших миссий и спланировать будущие исследования. Каждый год на Марсе предоставляет нам новые данные и инсайты, помогающие лучше понять эту планету и её историю», — говорит д-р Сара Сегер, профессор планетарных наук в Массачусетском технологическом институте.

    В ознаменование 20-летия Mars Express Европейского космического агентства команда стереокамеры высокого разрешения (HRSC) создала новую глобальную цветную панораму. Источник: ESA / DLR / FU Berlin / G. Michael

    Например, миссия NASA Mars Exploration Rovers (MER), запущенная в 2003 году, изначально была рассчитана на 90 солов, но оба ровера, Spirit и Opportunity, значительно превзошли ожидания, проработав более 14 и 15 земных лет соответственно. Они собрали ценные данные о геологии, климате и истории воды на Марсе, что помогло учёным лучше понять эволюцию планеты и её потенциал для поддержания жизни.

    «Марсианский Новый год — это также напоминание о том, насколько мы продвинулись в исследовании Солнечной системы. Всего несколько десятилетий назад мы могли только мечтать о том, чтобы отправить роботов на Марс и получать от них данные в режиме реального времени. Сегодня мы планируем пилотируемые миссии и рассматриваем возможность колонизации», — добавила д-р Сегер.

    В настоящее время на Марсе действуют несколько миссий, включая ровер NASA Perseverance и китайский ровер Zhurong. Они продолжают изучать геологию, климат и историю воды на Марсе, а также ищут признаки древней жизни. Кроме того, планируются новые миссии, такие как ExoMars Европейского космического агентства и Mars Sample Return NASA, которые ещё больше расширят знания о планете.


  • Совершенно новая Mazda CX-5 выйдет в 2025 году, и это будет самозарядный гибрид
    Tue, 12 Nov 2024

    Компания Mazda работает над кроссовером CX-5 нового поколения, и он выйдет уже скоро: по данным японского ресурса BestCarWeb, автомобиль дебютирует на рынке в 2025 году.

    Фото: BestCarWeb

    Впервые на домашнем рынке кроссовер будет представлен с гибридной силовой установкой, причем это будет обычный гибрид, не подключаемый. В будущем силовая установка от новой CX-5 достанется другим моделям — CX-60 и CX-80. Обычный гибрид будет дешевле подключаемого (системы PHEV есть и у CX-60, и CX-80), что позволит снизить стоимость этих моделей.

    Mazda CX-5 нынешнего поколения дебютировала в 2017 году. Несмотря на то, что автомобиль не молод, он по-прежнему пользуется стабильным спросом. Новое поколение машины может сохранить статус хита.


  • Компания Firefly Aerospace привлекла ещё $175 миллионов
    Tue, 12 Nov 2024

    Компания Firefly Aerospace, поставщик адаптивных решений в космической отрасли, объявила о привлечении $175 миллионов в ходе раунда серии D, возглавляемого новым инвестором RPM Ventures. Этот раунд, в котором также приняли участие несколько других существующих и новых предприятий, оценивает Firefly более чем в $2 миллиарда, что превышает предыдущую оценку в $1,5 миллиарда.

    Финансирование будет направлено на увеличение производства ракеты-носителя Alpha и расширение рыночного охвата многоцелевых орбитальных аппаратов Elytra. Кроме того, оно ускорит квалификацию оборудования для новых транспортных средств, находящихся в разработке. Firefly всё больше позиционирует себя как поставщика оперативных космических возможностей, продемонстрировав эту способность в миссии Victus Nox Космических сил в сентябре 2023 года, когда компания обеспечила запуск в  24-часовое окно по запросу.

    Ракета Alpha. Источник: Firefly Aerospace

    «Этот успешный раунд финансирования укрепляет позицию Firefly как лидера в сфере адаптивных решений», — заявил Кирк Конерт, председатель совета директоров Firefly. Марк Вайзер, управляющий директор RPM Ventures, добавил: «Мало компаний могут сказать, что они определили новую категорию в своей отрасли — Firefly — одна из них. Они захватили свою нишу на рынке в качестве поставщика полного спектра услуг для космических миссий и стали вершиной того, как выглядит современная компания в области космических и оборонных технологий».

    Firefly выстраивает контракты на запуски от правительства и промышленности, включая сделку с Lockheed Martin на не менее 15 запусков и потенциально до 25 запусков Alpha, контракт с L3Harris на до 20 запусков Alpha в течение пяти лет и контракт с NASA на запуск космического аппарата NOAA QuickSounder. Компания также готовится к первому полёту своего лунного посадочного модуля Blue Ghost для программы NASA Commercial Lunar Payload Services.

    Иллюстрация космического аппарата Elytra на орбите Земли. Источник: Firefly Aerospace

    Firefly пережила изменения в руководстве, когда Билл Вебер ушёл с поста генерального директора в июле. В августе компания наняла Джейсона Кима, бывшего генерального директора Millennium Space Systems, в качестве нового генерального директора. Ким работал с Firefly над миссией Victus Nox, а Millennium строила космический корабль, который Firefly запустила.

    Firefly Aerospace продолжает укреплять свои позиции в космической отрасли. Компания планирует четыре запуска в 2024 году, но не установила дату следующего запуска. Компания также фокусируется на развитии своих возможностей в области оперативных космических миссий, что становится всё более востребованным в условиях растущей конкуренции в космической отрасли.


  • Пионер гиперзвуковых технологий, компания Reaction Engines, объявила о банкротстве
    Tue, 12 Nov 2024

    Британская компания Reaction Engines, известная своей инновационной разработкой синергетического воздушно-реактивного ракетного двигателя (SABRE) для космических самолётов и гиперзвуковых летательных аппаратов, объявила о банкротстве. Компания не смогла привлечь дополнительное финансирование, что привело к увольнению большинства из её 200 сотрудников.

    Reaction Engines была основана в 1989 году и работала над созданием двигателя SABRE, который позволяет космическим самолётам выходить на орбиту без использования ускорителей. Двигатель использует водород и кислород, беря кислород из воздуха через уникальную конструкцию «предварительного охладителя» на более низких высотах и скоростях, а затем переключается на бортовые запасы жидкого кислорода по мере подъёма к орбите. Компания предложила использовать SABRE на космическом самолете Skylon, одноступенчатом транспортном средстве, способном вывести 17 тонн на низкую околоземную орбиту. Однако разработка Skylon не продвинулась дальше концептуальной стадии, и компания признала, что её стоимость превысила бы $10 миллиардов.

    Skylon с двигателями SABRE. Источник: Reaction Engines

    Reaction Engines продолжила работу над ключевыми технологиями для SABRE, получив поддержку от крупных аэрокосмических компаний, таких как BAE Systems и Rolls-Royce, а также относительно скромные правительственные гранты, включая $11 миллионов от Европейского космического агентства в 2016 году. Компания также создала американскую дочернюю компанию Reaction Engines, которая построила объект в Colorado Air and Space Port для тестирования элементов технологии SABRE, таких как предварительный охладитель.

    «Мы глубоко разочарованы тем, что Reaction Engines не смогла обеспечить необходимое финансирование для продолжения своей инновационной работы. Учитывая трудности компании с привлечением средств, наиболее вероятным курсом действий будет ликвидация», — заявил представитель отрасли, пожелавший остаться анонимным.

    Банкротство Reaction Engines может иметь значительные последствия для развития гиперзвуковых технологий и космических самолётов. Компания была пионером в области синергетических воздушно-реактивных ракетных двигателей, её технологии могли бы привести к созданию новых видов транспортных средств, способных быстро и эффективно перемещаться между континентами или достигать орбиты. Однако, несмотря на прогресс, достигнутый компанией, разработка таких технологий остаётся дорогостоящей и сложной задачей, требующей значительных инвестиций и поддержки со стороны промышленности и правительств. Остаётся надежда, что наработки и технологии Reaction Engines не будут потеряны и найдут своё применение в других проектах и компаниях, продолжающих работу в области гиперзвуковых технологий и космических самолётов.

    Процесс администрирования Reaction Engines и её американской дочерней компании Reaction Engines будет продолжаться в соответствии с законодательством Великобритании. В течение следующих восьми недель будет разработан план реструктуризации, продажи компании или ликвидации её активов.


  • «Качеством нашего автопрома доволен». Владелец Lada Priora с пробегом под 1 млн километров рассказал о поломках машины
    Tue, 12 Nov 2024

    Главный редактор «За рулем» Максим Кадаков опубликовал в своем Telegram-канале фото Lada Priora с 998,5 тыс. км на одометре. Владельцем машины оказался подписчик Кадакова — Артур Мирзоян из Курска. Он рассказал о поломках автомобиля, которых за весь этот внушительный пробег (и 12 лет жизни) почти и не было.

    Фото: Артур Мирзоян

    Так, 1,6-литровый 16-клапанный двигатель у машины родной, он уже дважды пережил капитальный ремонт. В отличие от мотора, коробка передач ни разу не ремонтировалась — была лишь замена сцепления. Электроусилитель тоже родной.

    Фото: Артур Мирзоян

    «Качеством нашего автопрома доволен. Купил бы новую "Приору", не задумываясь. Ну, или "Весту"», — рассказал Артур Мирзоян.


nach oben